Иван Тарасов (muna_cynepcmap) wrote,
Иван Тарасов
muna_cynepcmap

Пессимистическая Комедия. Часть Первая




ОТЦЫ И ДЕТИ
(трагифарс в двух частях
по мотивам литературного фестиваля)


ОТЦЫ (отвечая на вопрос из зала): Современная поэзия - это Юрий Рудис,
которого никто из вас не знает, а также все мы, сидящие в этом президиуме.

ДЕТИ (анонсируя поэтическое шоу): Мы - голос этого времени, нашего времени.
Назло профанаторам поэзии, назло морализаторам и приспособленцам всех времен и народов,
против узурпаторов искусства, против невежества и лживой системы.

ОТЦЫ (обращаясь к ДЕТЯМ): Вот мы тут все старые, а вы - молодые. Мы вас не знаем, вы не знаете нас...



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, 17 мая, 2019 года
Круглый стол "Современная русская поэзия. Графоманы рулят?"
ОТЦЫ: Александр Куликов, Владимир Тыцких, Раиса Мороз, Татьяна Прудкогляд, Иван Шепета
ДЕТИ: Мария Кравцова

Приморское отделение РГО. Слушателей около сорока человек, подавляющую часть которых составляют пятиклассники Азиатско-Тихоокеанского колледжа. Круглый стол, по большей части, проходит в форме отчета о проделанной работе, перемежаемого важными уроками юным слушателям.


ОТЦЫ:
Когда я готовился к этому круглому столу, я много спрашивал у знакомых поэтов: какой они видят современную русскую поэзию, куда она движется. Ответы были самые невнятные, наблюдается общая растерянность. Если у прозаиков все на мази, они пишут книги, и по ним снимают фильмы, делают игры, они хорошо зарабатывают, то поэты они, как бы... не нужны.
И у меня, как у поэта, родилась метафора о том, что такое современная поэзия. Представьте: стоит стена, каменная и высокая. И никто не знает, что за этой стеной. К стене подходят современные поэты и бьются лбом. Кому-то больно, а кому-то нравится и он бормочет что-то несвязное, и находит смысл в этом несвязном, и радуется найденному смыслу. И поэты хвалят друг друга за якобы найденные смыслы. Но самые талантливые не бьются о стену лбом, они на нее забираются и видят, что за стеной. А те, кто внизу, их спрашивают: что вы там видите? Но взобравшиеся на стену ответить не могут, потому что ответ будет слишком простой. Настолько простой, что стоящие внизу им не поверят. Более того, они осмеют сидящих наверху... Как вы думаете, что взобравшиеся на стену видят перед собой?
О том, что лично я вижу, находясь наверху этого каменного забора, я отвечу в конце нашей беседы.
Александр Куликов, модератор

Я начну со стихотворения. Оно называется Константа. (к школьникам) Старшенькие из вас уже знают, что это такое? Это абсолютно постоянная величина, вы ее будете учить по физике.

Ах, молодость, конечно, глуповата,
И так земной судьбой заведено –
Она уходит в прошлое, как плата
За всё, что будет зрелостью дано.

И день за днём, пока мы с вами живы,
Пребудут – хороши, не хороши,
Но неизбежны и непостижимы
Метаморфозы тела и души.

Проспится пьяный. Робкий осмелеет.
И незнакомый станет вам знаком.
Но с возрастом дурак не поумнеет,
А сделается старым дураком.

Человек начинается со знания, с широты кругозора. Поэзия дает возможность этот кругозор освоить, увидеть пространство, увидеть время, увидеть что хорошо, что плохо было сто лет назад, кто стоял за "хорошо", кто - за "плохо". Поэтому, если человек не хочет попасть в разряд старых дураков, ему надо первым делом полюбить поэзию. А проблемы, которые мы собирались обсуждать... вы повзрослеете, станете поэтами, вот тогда мы об этом с вами поговорим. (к модератору) Я сразу разруливаю, потому что аудитория такая, для которой нам придется облегчить повестку.
Владимир Тыцких, эксперт

Я не согласна, что мы должны делать скидку на возраст. Я хотела очень серьезно поговорить о состоянии современной поэзии и полагаю, что она представляет собой нечто бесформенное, амебообразное и иногда агрессивно-непредсказуемое. Это происходит потому, что литературный процесс никем не формируется, все пустили на самотек. Самиздат - это в огромном количестве не те книги, которые следует издавать. И поэтому создается огромное засилье той литературы, которая к русской литературе отношения не имеет. Вы люди взрослые, понимаете о чем я говорю. Эту ситуацию можно исправить работой с периодическими альманахами. Так, например, вокруг "Литературного Владивостока" мне удалось собрать довольно прочный костяк нашей приморской литературы. Есть постоянные авторы - вот, например Шепета и Прудкогляд. Периодически - это Куликов и Тыцких. Нам повезло, у нас есть попечитель, мы финансово ни от кого не зависим. Наш попечитель дал нам свободу не только финансовую, но и творческую, не указывая что мы должны печатать. И вокруг уже созданного костяка... я без устали рыщу по всему Приморью в поисках новых авторов. В этом поиске мне помогал Шепета, давал подборки молодых и писал к ним предисловия.
Раиса Мороз, эксперт

Я хочу обратитьсяк молодому поколению: если среди вас те, кто уже пробовали писать? Если есть, поднимите руки. Ой, какие молодцы! Мы видим, что это заинтересованная публика и наша аудитория. Сейчас у вас идет период накопления знаний, эмоций, чувств. Читайте побольше книг, в том числе и из необязательной программы. Это поспособствует вашему взлету и вам не нужно будет карабкаться на эту страшную стену, потому что вы обретете крылья, чтобы полететь над нею в будущее с позитивным настроением. И я хотела бы вам, дорогие дети, что мы должны каждый день творить, познавать, и главное - записывать, записывать каждый день своей жизни. Вам станет интереснее жить и вы начнете писать роман своей жизни. Вот и пишите!
Татьяна Прудкогляд, эксперт

Если вы будете писать, жизнь ваша точно не будет счастливее, она будет сложнее. Если есть возможность не писать - лучше не писать, потому, что люди которые начинают писать заболевают, у них все остальное уходит на второй план. Сегодня мы должны были говорить именно о таких людях, которые больны, их называют графоманами. Сегодня мы об этом хотели поговорить, но поскольку пришли дети, мы больше ударяемся в воспоминания и нравоучения.
Роль поэта... по мнению мудрых японцев поэт находится рядом с Богом. Мы не можем представить как Бог выглядит, но он есть. И он подсказывает поэту некие эмоции, он руководит им, как неким рупором, с помощью которого в мир приходит эмоциональная или философская информация, влияющая на людей. Кому это дано... не тот кто посмотрел на Пушкина: ох ты, блин, я тоже хочу так же писать... ничего не получится. Можно пробовать, но быстро убедишься, что ты идешь уже по проторенному пути, и пишешь то, что уже было тысячу раз, и никакой подсказки тебе оттуда (показывает наверх) нет.
Мы хотели говорить о том, кого можно считать настоящим поэтом, а кто просто имитирует эту деятельность.
Иван Шепета, эксперт

У нас подошел новый человек, это Мария Кравцова. Вот мы тут все старые, а вы - молодые. Мы вас не знаем, вы не знаете нас, поэтому расскажите о своем проекте продвижения поэзии в массы. Как он называется, в чем его суть и зачем он нужен.
Александр Куликов, модератор

ДЕТИ:
Проект называется "Класс Коррекции". Называется он так потому, что по нашему мнению поэзию в Приморском крае надо еще корректировать и корректировать. Мы, ребята, стараемся читать стихи так, как вас не учат этому в школе. У многих интерес к стихам заканчивается как раз там, где их и учат - в общеобразовательных заведениях. И вот если вам повезет, то можно разобраться, как это делать иначе. Мне повезло - мой учитель по русскому и литературе разрешала мне читать стихи, которые я хочу. А со временем стала разрешать мне читать свои стихи вместо тех, что положены по программе.
К сожалению, вам никто не показывает - как можно это сделать. А вы же такие классные, вы сейчас все можете делать так, как вам нравится. Постарайтесь полюбить стихотворение через то, чтобы преподнести его иначе - так, как чувствуете вы. Наверное тогда вам и писать захочется, и читать, и изучать написанное.
Мария Кравцова, приглашенное дитя

ОТЦЫ:
Современная литературная молодь сразу позиционирует себя как личности талантливые, готовые и т.д. Они не ждут. Мы, если даже друг друга не принимали, мы знали друг друга, читали друг друга. Сегодня они даже друг друга не читают, читают каждый себя (раскрасневшаяся Кравцова пытается как-то возразить, но тщетно), и эти графоманские издания могут существовать только потому, что... там сорок человек, я 39 не читаю, я себя под подушку положил и себя читаю. Очень правильно сформулировано название нашей встречи: графоманы рулят, и вот эта отвязанность, вот это разрушение преемственности, усвоения опыта, в том числе и литературного, они просто как с облака упали... Это большая проблема не только для литературы, но для народа, для государства и для культуры. Потому что целое поколение улетело. Они не хотят учиться и они не понимают, чего они не добрали. (Кравцова не выдерживает: Ааааа! Ужасно! Все ужасно!) Они не могут даже оценить этого, они не понимают потери, потому что не знают, что они теряют. Они пришли открывать мир, который до них существует. Невозможно сказать новое слово в литературе, если ты не знаешь старого.
Владимир Тыцких, эксперт

Поэзия, умение писать стихи это - дар! Какова его природа - никто не знает. Но многие этот дар используют неправильно - на то, чтобы не быть поэтом, а выглядеть. Тусоваться где-то, делать вид, что ты поэт, показывать окружающим, что ты какой-то особый человек. А дар этого не прощает, он просто уходит. Вы можете весь день заниматься домашними делами, ходить на работу, но когда приходит час и вам нужно аписать стихи - вы концентрируетесь и получается очень сильный выплеск, и вас получается хорошее стихотворение.
К сожалению, молодые люди этого не понимают... Вообще поэтом люди начинают становиться где-то лет в пятьдесят! И это правильно, потому что поэт - это мудрый человек, который знает жизнь. Второе. Он читал стихи предшественников, он изучил досконально свою поэзию. Третье. Он, допустим, изучал язык, как инструмент, как музыкант скрипку. Он умеет этим инструментом пользоваться к пятидесяти годам.
Александр Куликов, модератор

(несколько утомленная нотациями аудитория просит, чтобы "девушка почитала стихи")

ДЕТИ:
Я, конечно прочту стихи, хотя нет никакого желания это делать, потому что просто... не в таком состоянии. Вообще мне кажется, ребята, вот эта история про то, кто такой настоящий поэт, что он должен и чего не должен - это все настолько относительно... (раздраженный голос из зала не попавшей в президиум поэтессы Эльвиры Кочетковой: Можно стихотворение просто?) Мы, те кто сейчас пишет стихи, все друг друга знаем. И знаем настолько хорошо, что иногда ленимся ходить на поэтические вечера, зная, что ничего нового там не услышим. И все мы заняты чем-то еще. Вот наша Даша (показывает) организовала недавно прекрасный конкурс по Приморскому краю. Каждый месяц проходит поэтический вечер, который организовывает моя команда. И мы не единственные. Никита Крицкий организовывал вечера на протяжении почти трех лет. И там мы все и познакомились.

Это похоже на снимки
Старенькой фотопленки:
Лена и Яна в пыли тропинки
Идут с продленки.
Солнце печет через ситцевые косынки,
Лена сказала они теперь компаньонки
И подтвердила, отсев от Инки.
Столбики солнца греют в себе пылинки,
Яна глядит счастливеньким олененком.

Солнце печет, спутавши март с июлем.
Яна проснется, будильника не дождавшись.
Утро торчит из голубого тюля,
День задался, толком и не начавшись.
Лихо вращают педали худенькие колени,
Вот бы теперь не начиналось лето!
Чтобы подольше быть компаньонкой Лене.

Все исчезает со скоростью звука/света:
Лена отсела на третью парту к Инке.
Яну тошнит на новенькие ботинки.
Яну полгода будут дразнить за это.

Это похоже на снимки
Старенькой фотопленки
Не куплены Лиде ботинки
Яна с ленкой не компаньонки

Яна в людей не верит
Мир отделен стеной
Дети они как звери
Зверю не скажешь "стой."

Яна целует крестик
Шепчется в темноте
Пусть они с инкой вместе
Сдохнут уже совсем

Лида не верит в чудо
Ваш Дед Мороз фигня
Мама пьёт беспробудно
Папа совсем квашня

Лида в окно уставится
Складывает ладошки
Пусть, Боже, Сонька подавится
Этими красненькими в горошек.
Мария Кравцова, приглашенное дитя

(аплодисменты, особо заметны - детские. И кипящее негодование из женского ряда взрослой аудитории: Кошмар! Кошмар! Мне не понравилось... Вот они - ценности!! Упиваешься собой, как будто бы, не знаю...)

ОТЦЫ:
Вы очень талантливый человек, но вам нужно приобрести ответственность перед этим талантом. Огромная ответственность. Если вы свою пружину, которая в вас заведена, на стержень не поменяете, вы будете очень сильно разочарованы. И администрация в вас разочаруется (Кравцова работает в Белом Доме), и вы будете очень сильно разочарованы.
Владимир Тыцких, эксперт

ДЕТИ:
(молодой дальнегорский поэт из зала): Я хотел бы закончить вашу метафору - что у нас за стеной. А за стеной, к сожалению, пропасть. Она образовалась и между нашим и вашим поколениями, и между поэтами советского времени и современными поэтами. Но надо как-то взять крылья творчества и перелететь через эту пропасть, чтобы лететь уже в какое-то светлое будущее.

ОТЦЫ:
Ответ на поставленный мной вопрос настолько прост и очевиден, что даже немного неловко отвечать, что находится за каменной стеною... Те кто на эту стену взобрался, видят широкую, столбовую дорогу русской поэзии, которую когда-то проложил Пушкин, и на этой дороге пуcто, там есть только отдельные люди. Дорога называется очень просто - Естественность Поэтической Речи.
Вот, собственно говоря, и все.
Александр Куликов, модератор
Tags: эпос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment